Красавино - город текстильщиков
Красавино - один из самых молодых городов Вологодской области. Вот
как писали о нем «Вологодские губернские ведомости» в 1851 году: «Проживающий в
Великом Устюге купец первой
гильдии и почетный гражданин Петр Карлович Люрс 6
июня 1851 года открыл и пустил в действие льнопрядильный завод... Завод этот...
единственный в России по многосложному производству. Отстоит от Устюга в 27 верстах по почтовому тракту к Сольвычегодску на реке Синеге,
при сельце Красавине, принадлежащем Никольскому первой гильдии купцу, почетному
гражданину Илье Яковлевичу Грибанову — человеку,
известному в торговом мире своей неутомимой деятельностью.
В виду Красавина протекает царственная из рек нашей губернии — Северная Двина —
составляющая обширный торговый путь к Архангельску. Словом, местность Красавина
и его окрестностей напоминает особо чудесную природу Швейцарии».
Добавим, что особую красочность местности придавала церковь св. Владимира,
построенная несколько позднее — в 1899 году — на самом высоком месте, и так
органически вписывалась в ландшафт, что доказывала талант и незаурядность
строителя в выборе места. Церковь была видна из любой точки села и даже из
Бобровникова и Приводина. В 1933 году сломана на кирпич для строительства одного из цехов фабрики.
Но вернемся к истории. Петр Люрс вначале арендовал
землю у И. Я. Грибанова. Строительство завода начал с
закладки кирпичного завода в 1842 году, и уже в 1851 году построенная фабрика
была зарегистрирована как действующая. Эту дату принято считать годом основания
Красавинского льнокомбината.
Фабрика была построена в долине речки Лапинки и
оснащена английским оборудованием. В качестве привода станков использевались водяные колеса, установленные на плотине
речки. Освоение мощности построенного предприятия растянулось на длительный
срок, так как местные жители не шли на работу из-за пугавшего их сильного шума
и стука. Поэтому вначале станки обслуживали жены и дочери мастеров-англичан.
Располагая скромными денежными средствами, из-за длительного освоения фабрики, Люрс не мог вовремя погасить задолженность и оказался
несостоятельным должником. А так как главным кредитором был И. Я. Грибанов, то он и стал вскоре владельцем Красавинской фабрики. После его смерти в 1860 году владение
фабрикой перешло его сыну — Владимиру Ильичу Грибанову.
После смерти Владимира, наступившей в 1893 году, его жена организовала
товарищество, и фабрика стала называться «Красавинская
льнопрядильно-ткацкая фабрика наследников Якова Грибанова
сыновей».
Правление товарищества сначала было в Санкт-Петербурге,
а затем в Москве. Еще при жизни В. И. Грибанова
началась реконструкция фабрики, осуществлялось постепенное превращение ее в
крупное промышленное предприятие. Маломощные водяные
двигатели заменили на современные по тому времени паровые машины общей
мощностью
Национализированная в 1918 году фабрика значительно увеличивает выпуск
продукции, но недостаточность энерговооруженности, большой износ оборудования
сдерживают дальнейшее развитие производства и выпуск товарной продукции.
Только в конце 50-х годов была построена ТЭЦ мощностью 5 тысяч киловатт, что
позволило провести генеральную реконструкцию предприятия на современной основе.
Над старыми корпусами прядильного и пряжебельного
производств надстроены третьи этажи, расширен корпус прядильного производства,
построен дополнительный ткацкий корпус, а также новые корпуса
бельно-отделочного и чесального производств. Во всех цехах заменено старое
оборудование. Еще до окончания реконструкции сданы в эксплуатацию очистные
сооружения. Перевод паровых котлов на природный газ значительно улучшил
экологическую обстановку.
В настоящее время Красавинский льнокомбинат является
современным предприятием, одним из лучших в этой отрасли по стране. Изготовляет
прекрасные высококачественные ткани, неизменно пользующиеся спросом на рынке.
За высокое качество продукции комбинат был награжден Большой золотой медалью на
Всемирной выставке в Брюсселе еще в 1958 году.
Наряду с реконструкцией производства уделялось большое внимание строительству
жилья. Жилфонд комбината позволял иметь
Вместе с льнокомбинатом рос и развивался город. Теперь это не прежний
неухоженный фабричный поселок, а современный городок с больницей, магазинами,
аптекой, кафе, хлебозаводом и т. д. Положенная и открытая в 1970 году железная
дорога способствовала улучшению решения хозяйственных и бытовых проблем. Чтобы
обеспечить строительные работы в городе, построен новый кирпичный завод
производительностью 12 млн. штук кирпича в год. Проведены работы по
благоустройству, заасфальтированы многие улицы.
В 1927 году п. Красавино получил статус рабочего
поселка, а через 20 лет — в 1947 году— стал городом
городского подчинения Великого Устюга.