Удимская узкоколейка

 

Начальным пунктом Удимской узкоколейной железной дороги является посёлок Удима (официальное название – Удимский), расположенный у станции Удима на железнодорожной магистрали Коноша – Котлас (историческая Печорская железная дорога). Узкоколейная железная дорога является лесовозной.

Узкоколейная железная дорога возникла до появления Печорской железной дороги и посёлка Удима (ориентировочная дата открытия первого участка – 1938 год). Её начальным пунктом являлся посёлок Приводино, расположенный вблизи берега реки Малая Северная Двина. От нижнего склада вблизи посёлка Приводино лес сплавлялся по реке. В Приводино находилось паровозное депо.

Отсчёт расстояния на магистрали вёлся от Приводино. На 14-м километре отходила ветка к посёлку (с 1947 года – городу) Красавино, расположенному на территории Вологодской области. Потребителями древесины в Красавино являлись промышленные предприятия, прежде всего льнокомбинат – основным видом топлива на нём в то время были дрова.

Датой основания Удимского леспромхоза считается 1943 год. Центром леспромхоза стал новый посёлок Удима, возникший вблизи одноимённой станции на Печорской железнодорожной магистрали. В 1946 году был построен первый участок Удимской узкоколейной железной дороги, расположенный вблизи посёлка Удима. Позднее Удимский леспромхоз был переименован в Ерогодский, однако узкоколейная железная дорога сохранила прежнее название.

В 1950-х годах Удимская узкоколейная железная дорога была соединена с узкоколейной железной дорогой, начальным пунктом являлся посёлок Приводино. На объединённой железнодорожной сети появились лесные посёлки Бельск, Молодых и Узьма. В посёлке Молодых первоначально была «зона» где содержались репрессированные жители стран Балтии (?), а также немцы Поволжья. Население посёлка Узьма состояло в основном из немцев Поволжья.

Позднее окружавшая Молодых колючая проволока была убрана – «лагерь» превратился в обычный населённый пункт. Посёлок Узьма в 1960-х годах был ликвидирован. Однако приблизительно тогда же на узкоколейной железной новый лесной посёлок Рябиновка Он был расположен в 37 километрах от Удимы. На топографических картах Рябиновка всегда обозначалась как Коптелка - такое название имела деревня, существовавшая на этом месте до появления лесного посёлка.

В течение некоторого времени отсчёт расстояния на километровых знаках на всём протяжении магистрали Удима – Приводино вёлся от станции Приводино (так, в двух километрах от Удимы была станция 47 километр).

По воспоминаниям старожилов посёлка Удима, в 1950-х годах здесь действовали разные лесозаготовительные предприятия: один из лесопунктов Великоустюгского леспромхоза (к югу от железнодорожной магистрали широкой колеи), и Удимский (Ерогодский) леспромхоз – к северу от железнодорожной магистрали широкой колеи. Южная часть посёлка Удима находилась в подчинении Великоустюгского района Вологодской области.

Линии на Приводино и Красавино были закрыты в начале 1970-х годов (либо несколько ранее). Одной из причин их закрытия являлось строительство железнодорожной линии широкой колеи ЯдрихаВеликий Устюг. Со слов бывших работников Удимского леспромхоза, рельсы после закрытия снимались не сразу. Скорее всего, линия на Приводино была закрыта раньше, чем линия на Красавино. Все километровые знаки на сохранившемся участке магистрали УдимаПриводино были заменены – отсчёт расстояния стал вестись от Удимы.

Первый тепловоз ТУ4 поступил на узкоколейную железную дорогу до 1965 года. Почти одновременно поступили мотовозы МД54-4.


В 1970-х годах на Удимской узкоколейной железной дороге имелось три посёлка, являвшихся центрами лесопунктов: Рябиновка (Рябиновский лесопункт), Бельск (Бельский лесопункт), Молодых (Северный лесопункт).

Узкоколейная железная дорога была задействована в строительстве магистрального газопровода Ухта – Торжок. По ней на отдалённые участки строящегося газопровода подвозились трубы.

В начале 1980-х годов силами студенческих строительных отрядов был построен так называемый «БАМ» - участок магистрали узкоколейной железной дороги, расположенный южнее станции Рябиновка. Максимальная удалённость магистрали от станции Удима составила не менее 62 километров.

В 1990-х годах жители посёлка Рябиновка были переселены в Удиму. Ни одного лесного посёлка на узкоколейной железной дороге не осталось. Было прекращено пассажирское движение (в последние годы поезд из Удимы на Рябиновку отправлялся в 3:00, из Рябиновки на Удиму - в 5:00).

По состоянию на сентябрь 2005 года, Удимская узкоколейная железная дорога работает.

Основной район погрузки леса находится в нескольких километрах восточнее бывшего посёлка Молодых. Утром каждого рабочего дня из Удимы к местам погрузки леса отправляется рабочий поезд, состоящий из пассажирских вагонов.

Участок магистрали, расположенный южнее станции Рябиновка, решено полностью разобрать. Работу по ликвидации «БАМа» ведёт бригада приезжих «разбиральщиков» (в основном, из числа жителей города Коряжма), недавно закончившая разборку Ерогодской узкоколейной железной дороги. Участок до станции Рябиновка ещё на несколько лет будет сохранён (хотя в бывшем посёлке Рябиновка не осталось ничего, кроме редких развалин).

 

Источник

Назад

Сайт управляется системой uCoz